МВФ предлагает сдаться: зачем нас пугают дефолтом России
- Источник:
- Борис Сумароков
В четверг, 10 марта, главный экономист ВБ Кармен Рейнхарт заявила, что «Россия и ее союзник Беларусь очень близки к дефолту. Момент ключевого теста наступит в следующую среду (16 марта. — Прим. ред.), когда российское государство должно выплатить $117 млн по некоторым своим долгам, номинированным в долларах США». Схожее заявление в тот же день обнародовала глава МВФ Кристалина Георгиева.
Как пишет The Guardian, «хотя у России относительно низкие долги, а ее финансовая система менее интегрирована с остальным миром, чем у других стран, некоторые аналитики предупреждают, что неизбежный российский долговой дефолт может иметь непредвиденные последствия».
В выходные министр финансов РФ Антон Силуанов подтвердил, что долги странам, «которые недружественно отнеслись к РФ» и блокировали часть ее ЗВР, будут выплачиваться в рублевом эквиваленте, без всяких дефолтов.
Чтобы понять, почему МВФ и ВБ уверены, что Россия будет действовать именно в навязываемой ей логике, Office Life публикует в сокращении перевод цитировавшейся выше статьи The Guardian.
Что произойдет в случае дефолта?
Дефолт возникает, когда заемщик не производит согласованные платежи по своим долгам.
Справка Office Life
Банк Канады и Банк Англии, отслеживающие глобальные суверенные дефолты, оценивали в 2020 году общую стоимость госдолга, находящегося в дефолте по всему миру, в $443,2 млрд. Это около 0,5% мирового госдолга.
Сравнительно недавно правительства объявили дефолт в Аргентине, Белизе, Эквадоре и Суринаме, причем эти страны не успевают за платежами, номинированными в инвалюте. Некоторые из стран, когда-либо объявлявших дефолт, имеют сильный послужной список — например, США и Великобритания. Тем не менее обе они в прошлом объявляли дефолт: Великобритания — в 1672 году, при Карле II; США — в 1862 году, во время Гражданской войны.
Россия должна сделать два купонных или регулярных процентных платежа 16 марта. Однако у нее имеется 30-дневный льготный период, что означает, что дефолт официально не произойдет, по крайней мере, до апреля.
Когда Россия в последний раз объявляла дефолт?
Россия и раньше объявляла дефолт, в том числе во время революции 1917 года и в 1998 году, когда ее экономика оставалась слабой после распада СССР, а расходы на войну в Чечне означали, что она не могла идти в ногу с долговыми платежами. Однако даже тогда Россия не отставала от долларовых платежей.
Тот так называемый «рублевый кризис» нанес серьезный ущерб соседним экономикам, а его ударные волны через мировую финансовую систему ударили по всему миру, включая огромные потери для американского хедж-фонда Long-Term Capital Management (упразднен в 2000 году. — Прим. ред.).
Что поставлено на карту
Россия укрепила свое финансовое положение в последние годы в ответ на западные санкции после аннексии Крыма в 2014 году: ее правительство имело профицит бюджета и сокращало зависимость от доллара США.
Справка Office Life
По данным Института международных финансов (IIF), внешние обязательства РФ, то есть средства, причитающиеся кредиторам правительством, компаниями и домохозяйствами, сократились примерно с $733 млрд в 2014 году до приблизительно $480 млрд. Из них $135 млрд должны быть выплачены кредиторам в течение одного года.
Однако сумма задолженности самого правительства относительно невелика. У государства есть около $40 млрд в валютных облигациях, номинированных в долларах и евро, крошечные по сравнению с размером ее экономики или с экономиками нескольких сопоставимых стран. Зарубежные инвесторы также держат российский долг в рублях на сумму $28 млрд. Масштаб проблемы гораздо больше для российских корпораций — на них приходится чуть менее $100 млрд в международных облигациях.
Инвесторы в российский долг — это хедж-фонды, готовые рисковать, и глобальные компании, управляющие активами. По данным Financial Times, управляющий капиталами американский фонд Pimco, один из крупнейших в мире инвесторов на рынке облигаций, накопил $1,5 млрд российского суверенного долга.
Почему Россия может объявить дефолт?
Западные санкции в отношении ЦБ РФ и крупнейших кредиторов страны нарушили финансовые операции. Москва в ответ ввела контроль за движением капитала, в том числе приостановив передачу купонных платежей по суверенному долгу иностранным инвесторам.
Минфин РФ уведомил, что будет обслуживать и выплачивать суверенные долги в полном объеме и в срок. Однако президент Владимир Путин заявил, что российские компании могут погасить свои валютные долги в рублях по обменным курсам, установленным ЦБ РФ для резидентов враждебных стран.
Когда выяснилось, что у России достаточно инвалюты для покрытия долговых платежей, поскольку накоплены резервы в размере $630 млрд, США, Великобритания и ЕС заморозили активы ЦБ РФ, сделав большую часть этой суммы недоступной. Рейтинговое агентство Fitch понизило суверенный долг России до самого низкого уровня, заявив, что дефолт неизбежен.
Каковы могут быть последствия для России?
Дефолты по долгам усложняют и удорожают заимствования в будущем, учитывая репутационный ущерб. Однако Россия уже изолирована на мировой арене после вторжения в Украину. Западные правительства заблокировали для РФ возможности привлечения новых заимствований на рынках капитала, в том числе в Лондоне и Нью-Йорке. По мнению IIF, санкции, повышающие стоимость финансирования, скорее всего, ударят по финансовому положению правительства, вынудив сократить расходы или повысить налоги.
Каковы могут быть последствия в других странах?
Нацеленность санкций на финансовую систему РФ призвана нанести экономический урон прежде всего внутри страны, хотя рестрикции могут иметь косвенные последствия для всей глобальной банковской системы. Однако многие экономисты, включая Эндрю Бейли, управляющего Банком Англии, предположили, что финансовые связи России с остальным миром невелики и не имеют системного значения.
Справка Office Life
По данным Банка международных расчетов, иностранным банкам принадлежит около $121 млрд активов в РФ. По оценкам IIF, иностранные банки владеют лишь 6,3% общего объема активов.
Корпоративный сектор России в основном полагается на кредиты госбанков. Иностранное участие в российском рынке суверенного долга в настоящее время составляет 20% общего объема непогашенного долга, а политическая неопределенность с 2014 года обескураживает зарубежных покупателей.
Кармен Рейнхарт из ВБ заявила Reuters, что последствия санкций до сих пор были ограниченными, но риски все еще могут возникнуть: «Я беспокоюсь о том, чего не вижу. Финансовые учреждения хорошо капитализированы, но балансы часто непрозрачны. Существует проблема дефолтов российского частного сектора. Нельзя успокаиваться».