Цукершок, или Падёж Больших Слонов: поучительная история про акции и не только

Источник:
Борис Сумароков
08.02.2022 08:00
Слышали, что с Meta/Facebook приключилось на прошлой неделе? Вот-вот, и мы тоже переживаем: потеря более чем $200 млрд капитализации компанией Big Tech — событие по любому счету выдающееся. Office Life уже писал, что не так с ценностным предложением Meta. Сейчас вместе с колумнисткой The Financial Times (FT) мы попробуем разобраться, как все это воспринимается инвестором и какие вызовы ставит перед ним.

«Доминирование Big Tech оставляет инвесторов в значительной степени подверженными риску того, что компания споткнется, едва только рыночная пена отступит», — пишет Кэти Мартин в своей колонке «Шок Цука. Поучительная история про акции». Она права: инвесторы привыкли к тому, что Big Tech непременно растет, причем слоновьими темпами, благодаря чему оказывается, что значительная часть (около трети) из 500 крупнейших по капитализации компаний США — это он, Big Tech. И когда у Big Tech в лице отдельно взятой и явно переоцененной компании диагностируются проблемы, вслед за ним начинает учащенно дышать и судорожно потеть весь рынок. А проблемы подступают в связи с неизбежным ужесточением кредитно-денежной политики ФРС.

«Самое большое падение стоимости американской компании за всю историю»

Мощные акции Big Tech привели инвесторов на вершину очень крутого холма. Неужели они собираются заставить всех, кто вскарабкался наверх, проделать обратный путь — вниз?

В течение многих лет люди с наиболее нервным складом характера были обеспокоены огромной ролью, которую Big Tech играет на фондовых рынках США. Акции 10 крупнейших компаний, в основном Big Tech или хотя бы с технологическим привкусом, составляют около трети всей рыночной капитализации индекса S&P 500. Это намного превышает концентрацию, наблюдавшуюся во время предыдущего пика технологического пузыря в 2000 году (т. н. «кризис доткомов». — Прим. ред.). В роли «медведя» (понижающей. — Прим. ред.), столкнувшись с ударом, они способны опрокинуть вместе с собой весь остальной рынок. Даже самые оптимистичные управляющие фондами думали об этом задолго до того, как началась пандемия.

Это не имело значения. До сих пор не имело....

Meta, известная как Facebook до того, как ее исполнительный директор Марк Цукерберг решил, что самым что ни на есть нормальным людям понравится общаться со своими самым что ни на есть нормальными друзьями в виде аватаров в стиле 1990-х гг., выступила с предупреждением о своих перспективах, заставив собственные акции и рынок в целом пошатнуться.

Более чем на $230 млрд просела рыночная капитализация Meta, когда акции упали на 26% после того, как Цукерберг признал, что испытывает давление со стороны конкурентов (TikTok — Прим. ред.). Приключившееся в результате разрушение стоимости примерно эквивалентно размеру капитализации Intel и превышает капитализацию McDonald’s. Этого оказалось достаточно, чтобы настал наихудший за год день для общего индекса S&P 500 — акций лучших компаний США. Это самое большое падение в абсолютном выражении рыночной стоимости американской компании за всю историю. Вы поняли идею?

Динамика котировок Meta Platforms Inc. за 5 лет

Источник: Investing.com

Размер имеет значение

Почти все здравомыслящие инвесторы знали, что 2022 год будет более трудным, чем 2021-й, поскольку центробанки готовятся отозвать поддержку, вкачанную в финансовую систему с началом пандемии COVID-19. Но мало кто предвидел это.

Идем дальше: в январе на рынках разразилась катастрофа для компаний Big Tech, когда убыточные аутсайдеры технологического сектора потерпели крах. Раны от этого сражения только начали заживать. И вот теперь у нас есть «шок Цука», уничтожающий то, что было основой рынка.

«Размер, конечно, имеет значение в таких ситуациях. Когда рыночная капитализация этих компаний составляет от $300 млрд до $1 трлн, а они падают на 25%, это чревато сильной болью», — заявил Дэвид Олдер, глава отдела акций Carmignac.

Фон тоже имеет значение. С декабря стало совершенно ясно, что ФРС США... действительно намерена повысить ставки, чтобы снизить неудобный рост инфляции, но она не будет механически или быстро вмешиваться, если это спровоцирует у рынков рвотный рефлекс. Такой расклад серьезно взбаламутил всю пену, накопившуюся на финансовых рынках.

Большая часть прироста акций Big Tech была обусловлена не только прибыльностью сектора, но и широко распространенными спекуляциями и огромным притоком денег на фондовые рынки. Это привело к кратному увеличению оценки компаний.

Это означает, что многие управляющие фондами, которые думают, что сделали разумные ставки на будущее мировой экономики, на самом деле (по крайней мере, частично) просто сработали на раздувание пузырей, как и все остальные.

«Многое из того, что мы видели с точки зрения роста акций технологических компаний, — это кратное расширение, — утверждает Олдер. — Никто не хочет этого говорить, потому что все думают, что они гении, включая меня. Но это так».

Падёж Больших Слонов

Многочисленные риски, нависающие над сектором, включают в себя вмешательство регулирующих органов в антимонопольное законодательство и проблемы конфиденциальности. Но, что важно, эта неделя не была без разбора ужасной для известных технологических компаний США.

PayPal и Spotify пострадали, как и Netflix ранее. Но акции Amazon взлетели после того, как компания показала, что у нее все еще есть возможность требовать от клиентов более высоких цен на свои основные услуги. Акции группы социальных сетей Snap упали на 24% в середине недели, но затем отскочили почти наполовину.

«Реальной проблемой для Meta была их оценка, — говорит Ян Харнетт из Absolute Strategy Research. — В то время как ставки ФРС были низкими и стабильными, их исторического роста прибыли на акцию было достаточно, чтобы оправдать повышение в несколько раз. Однако, поскольку мы видим угрозу повышения ставок, это подвергает высоко оцениваемые рынком компании всем возможным видам недополучения прибыли».

Вот почему «Шок от Цука» — это чрезвычайно поучительная история. Учитывая размер крупных компаний, если отступающий прилив ликвидности «обнажит» хотя бы одну из них, это повредит многим инвесторам. Татьяна Пухан, заместитель директора по инвестициям Tobam, французского управляющего количественными активами на сумму $10 млрд, в течение некоторого времени беспокоилась о роли того, что она называет «акциями Большого Сона».

Она отметила, что концентрация — не только американское явление. На развивающихся рынках достаточно четко наблюдается более широкий рыночный шок, вызванный подавлением властями КНР китайских технологических компаний в прошлом году. Этого достаточно, чтобы понять: когда Большие Слоны падают, они так или иначе создают беспорядок.

«Сегодня инвесторы имеют большую часть своих портфелей либо в биржевых фондах, которые отслеживают индексы, взвешенные по капитализации, либо в чем-то очень близком к ним, — напоминает Пухан. — Из-за этого многие инвесторы сегодня накопили значительную концентрацию рисков в своих портфелях. Даже если вы широко инвестируете в рынок, вы думаете, что вы диверсифицированы, но это не так. Вы подвергаетесь определенному виду риска».