Добрый шериф на цифровом Диком Западе: как ужесточают правила игры для интернет-платформ
- Источник:
- Борис Сумароков
В среду, 19 января, еврокомиссар по единому рынку Тьерри Бретон написал в Twitter: «Пришло время навести порядок на цифровом „Диком Западе“. В городе появился новый шериф, и он носит имя #DSA». Публикация была проиллюстрирована подборкой видеоклипов из вестернов: мужественные ковбои, увесистые кольты. А DSA — это закон о цифровых услугах ЕС, и в нем действительно присутствует суровое наказание: штрафы в размере до 6% годовой выручки компании, сообщает AP.
В общем-то, Тьерри Бретон несколько поспешил: DSA был принят Европарламентом лишь на следующий день, 20 января, 530 голосами «за». Это попытка радикального пересмотра цифровых правил ЕС, направленных на обеспечение того, чтобы онлайн-компании, в том числе технологические гиганты (Google, Facebook и др.) «защищали пользователей на своих платформах и справедливо относились к конкурентам».
Что в кобуре у ковбоя?
Справка Office Life
15 декабря 2020 года Еврокомиссия (ЕК) представила Европарламенту и Евросовету цифровой пакет — законодательное предложение из закона о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA) и закона о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA).
DSA — обновление директивы ЕС об электронной торговле 20-летней давности. Евробюрократы не скупятся на комплименты закону — Бретон назвал его принятие «историческим событием». «Закон о цифровых услугах теперь может стать новым золотым стандартом цифрового регулирования не только в Европе, но и во всем мире, — заявила ведущий законодатель ЕС по законопроекту Кристель Шальдемос. — Крупные технологические страны, такие как США или Китай, внимательно следят за тем, о чем мы сейчас договоримся». «Принятие закона о цифровых услугах Европарламентом является огромным шагом в решении социальных проблем, вызванных онлайн-платформами», — констатировал Зак Майерс, старший научный сотрудник Центра европейских реформ. DMA тем временем проходит процедуру согласования.
Согласно DSA, резко возрастает ответственность интернет-платформ за размещаемый ими контент. Закон содержит требования усилить специальную маркировку (18+, например) контента и обеспечить его удаление, если он признан незаконным, содержит «высказывания ненависти или сомнительные товары и услуги, продаваемые онлайн, — такие как поддельные кроссовки или небезопасные игрушки». По логике вещей, за самоуправство с контентом можно с ходу получить обвинения в ущемлении свободы слова. Но еврозаконодатели изящно сняли этот вопрос, обязав платформы обрабатывать спорный контент «произвольным и недискриминационным способом».
Платформы должны стать более прозрачными в отношении своих алгоритмов, рекомендующих видео для просмотра, продукт для покупки или новость в верхней части лент соцсетей. Так называемые рекомендательные системы подверглись критике — оказывается, «они вели людей ко все более экстремальному или поляризующему контенту». По логике европарламентариев, платформы должны предоставить пользователям по крайней мере один вариант рекомендаций, не основанных на профилировании.
В перечне нововведений присутствуют нормы, запрещающие использовать методы, способные подтолкнуть пользователей к тому, что они не собирались делать, а также требующие, чтобы порносайты регистрировали личности тех, кто загружает материалы. Досталось и поведенческой рекламе, основанной на анализе действий пользователя. Ее вообще собирались запретить, но натолкнулись на ожесточенное сопротивление цифровой рекламной индустрии, где доминируют Google и Meta. Запрет ограничился детской аудиторией, зато в DSA появились положения, запрещающие «использование персональных данных уязвимых групп» и позволяющие одинаково легко давать согласие на отслеживание или отказ от такового. Кстати, Amnesty International считает, что отслеживание рекламы подрывает права, которые должно защищать законодательство, поскольку предполагает массовое вторжение в частную жизнь и неизбирательный сбор данных в рамках системы, манипулирующей пользователями и поощряющей мошенничество с рекламой.
У ЕС недаром сложилась репутация законодателя моды в глобальном стремлении обуздать Big Tech под предлогом общественной критики платформ за дезинформацию, пропаганду ненависти, тиражирование вредоносного контента и т. п. «Аналогичные усилия предпринимаются и в США, — поясняет AP. — Но существуют глубокие разногласия между республиканцами, критикующими платформы за цензуру их взглядов, и демократами, критикующими их за бездействие».
На родине ковбоев
Однако демократы и республиканцы в Конгрессе США самым трогательным образом объединились, разработав в комиссии Сената законопроект, запрещающий доминирующим на рынке онлайн-платформам отдавать предпочтение своим собственным товарам и услугам по сравнению с товарами и услугами конкурентов. А ведь этим грешат все — от маркетплейсов до поисковиков.
Законопроект, передает AP, может ввести ограничения для поисковой системы Google, на которую приходится около 90% поисковых запросов по всему миру и которая регулярно продвигает свои услуги в верхней части результатов поиска. 20 января документ получил достаточное количество голосов в Судебном комитете Сената и был направлен на рассмотрение верхней палаты Конгресса.
Характерно, что проект закона встретил резкое противодействие лоббистских групп Meta (ранее — Facebook), Google, Amazon, Apple и др. Они предупредили, что предлагаемые ограничения нанесут ущерб Amazon Prime, популярному потоковому сервису и сервису покупок с бесплатной доставкой (200 млн пользователей по всему миру). «Законопроект нанесет вред потребителям и более чем 500 000 американских малых и средних предприятий, продающих товары через Amazon», — заявил Брайан Хусман, вице-президент Amazon по государственной политике.
Американские законодатели явно стремятся ужесточить контроль над мощной отраслью с бесплатными или почти бесплатными услугами. Интересно, что сенаторы от обеих партий высказали возражения против некоторых положений, однако дружно осудили монопольное поведение гигантов Big Tech. Многие поправки будут еще обсуждаться, и дискуссии вокруг них обещают быть жаркими.
Amazon, Meta, Google и Apple отрицают, что злоупотребляют доминирующим положением на рынке. Их позиция стандартна: неправильное госрегулирование нанесет ущерб потребителям и малому бизнесу. При этом платформы сетуют, что уже страдают от федеральных расследований, эпических антимонопольных исков со стороны федеральных и местных регулирующих органов, а также нового главы могущественной Федеральной торговой комиссии, яростного критика Big Tech.
Вдобавок к законопроекту Сената в июне 2021 года судебная коллегия палаты представителей Конгресса США тоже одобрила амбициозный пакет законодательных актов, призванных ограничить доминирование технологических гигантов и даже заставить их отделить свои доминирующие платформы от других направлений бизнеса.