Энергия третьего толчка: глобальная повестка для гендиректора — 2022 от McKinsey
- Источник:
- Борис Сумароков
Как обычно, Office Life воспроизводит лишь основные тезисы из публикации партнеров McKinsey Ану Мадгавкар, Асутоша Падхи и Свена Смита «Повестка дня генерального директора (CEO) на 2022 г.». Общая концепция такова: первый восстановительный толчок после коронакризиса уже был, сейчас намечается второй, а на горизонте маячит третий — финальный и самый мощный. По-настоящему успешен в бизнесе окажется тот, кто сумеет воспользоваться энергией второго и третьего толчков. «У бизнес-лидеров есть шанс войти в новый год с широко открытыми глазами на предстоящие риски и внимательно управлять ими с помощью смелых экспериментов, превращая их в потенциально долгосрочный устойчивый и инклюзивный рост», — уверяют партнеры McKinsey.
Момент для роста
...Начало пандемии COVID-19 привело к ряду разрывов глобальной цепочки поставок, давших затем первый толчок роста и производительности. Сейчас краткосрочная неопределенность создает риски для роста; однако эффективное реагирование может привести ко второму толчку. Потенциально третий и последний толчок может быть самым большим, поскольку компании изменяют свои долгосрочные стратегии, чтобы сформировать новую норму.
Потрясения, вызванные пандемией, наряду с благоприятной государственной политикой, привели к значительному ускорению производительности. Коллективное воздействие способно увеличить ежегодный рост производительности примерно на один процентный пункт в период до 2024 года.
Электронная коммерция расширилась, за несколько месяцев пройдя путь, на который в противном случае пришлось бы затратить до 10 лет роста. Оцифровка и автоматизация охватили все сферы — от взаимодействия сотрудников до каналов обслуживания клиентов и цепочек поставок. Быстрый переход к удаленной и гибридной работе для некоторых профессий открыл двери для долгосрочной оптимизации рабочей силы, и более половины руководителей сообщили о повышении индивидуальной и командной производительности благодаря удаленным и гибридным моделям.
Риски и возможности
Широкое госвмешательство стимулировало появление новых бизнес-моделей — таких как виртуальное здравоохранение. Возросшие сбережения, стоимость жилья и цены на акции привели к росту чистой стоимости американских домохозяйств более чем на 25%. Корпоративные балансовые отчеты укрепились, поскольку рост активов и собственного капитала опередил рост долга. Собственный капитал, активы и прибыль корпораций с I квартала 2020 года росли быстрее, чем корпоративный долг. Увы, разрыв в прибыли между самыми высокими показателями и остальной частью игрового поля во время пандемии увеличился.
Рост инноваций также сделал 2021-й годом предпринимательства, в котором на свет появились 400 новых «единорогов» и был зафиксирован рекордно высокий уровень привлечения средств венчурными капиталистами.
Инфляция. Индекс потребительских цен (ИПЦ) растет быстрее, чем на протяжении жизни последних двух поколений... Независимо от того, обусловлена ли инфляция в конкретной отрасли зарождающимся спросом или ограничениями предложения, компании, ориентирующиеся в этой инфляции, за счет использования стратегий закупок, ценообразования или баланса могут получить долю рынка.
Дисбаланс на рынке труда. Рекордное количество сотрудников уволились или планируют уволиться. В США добровольные увольнения увеличились почти на 800 тыс. в 2021 году, в то время как недобровольные сократились почти на 400 тыс. Компании, возможно, захотят рассмотреть способы инвестиций в развитие талантов и поиск инструментов для повышения производительности.
Сбои цепочки поставок. Внезапный всплеск спроса спровоцировал «пробку» исторических масштабов в глобальной цепочке поставок. Хотя значительные сбои в ней частично связаны с нехваткой рабочей силы, использование цифровых инструментов может помочь компаниям получить преимущество. Исследования показывают, что компании, успешно решившие задачу по нормализации цепочки поставок, в 2,5 раза чаще использовали ранее существовавшие передовые инструменты аналитики.
Омикрон. По мере распространения этого варианта COVID-19 возникает больше вопросов, чем ответов. Следующая фаза пандемии, вероятно, станет испытанием лидерства. Лидеры, возможно, захотят продолжить действия по трем направлениям: разъяснение цели, поддержка заинтересованных сторон и повышение эмоциональной и организационной устойчивости.
Геополитическая неопределенность нарастает во многих частях мира. Предприятия наверняка будут пытаться предвидеть потенциальные действия правительств в стратегических секторах и реагировать на них, а также определять сферы глобального сотрудничества в области торговли, климата и технологий.
Волатильность энергетического рынка. В 2021 году наблюдался значительный рост цен на энергоносители, при этом цены на природный газ в США выросли на 50%, а в 2022-м ожидается еще большая волатильность. Это создает дополнительные риски: инвестиции в рост рискуют быть потеряны, потребители могут оказаться не в состоянии оплачивать счета, а сетевая инфраструктура способна продемонстрировать уязвимость.
Намеки McKinsey: где искать точки роста
...Эти взаимосвязанные сбои существенны, но сбои всегда создают потенциал для изменений. Хотя ориентироваться в них будет непросто, мы видим ведущие компании, которые уже начали реализовывать продуманные стратегии в ответ. Третий толчок может произойти, когда лидеры создадут долгосрочные постпандемические стратегии.
McKinsey подсказывает...
- По данным исследования McKinsey, в разных отраслях предприятия, перераспределяющие капитал, получают более высокую прибыль. В исследовании, анализирующем стратегию 1600 компаний из США в 1990–2005 гг., компании из верхней трети выборки перераспределили в среднем 56% капитала между своими бизнес-единицами и получили на 30% более высокую общую прибыль для акционеров, чем компании из нижней трети.
- 74% опрошенных компаний, выбравших построение бизнеса своей основной стратегией, росли темпами, превышающими средние показатели по отрасли. Они направляли в среднем одну треть своего капитала органического роста на развитие бизнеса — более чем вдвое больше, чем отстающие.
- В недавнем опросе McKinsey чуть менее половины компаний-респондентов заявили, что понимают местоположение и ключевые риски своих поставщиков I уровня; но только 2% могли бы заявить то же самое о поставщиках III уровня и ниже.
- Недавнее исследование McKinsey показало, что для достижения цели нулевого выброса к 2050 году среднегодовые инвестиции в новые энергосистемы должны увеличиться на 60% ($3,5 трлн), что потребует инновационных форм финансирования.
- У 27% бизнес-лидеров минимум 5% прибыли до вычета налогов приходится на искусственный интеллект (ИИ).