Глобальный дефицит растительного масла: причины, реальность, последствия

Источник:
Борис Сумароков
10.09.2021 08:00
Продовольственный кризис, зафиксированный ФАО ООН в начале 2021 года, начался с дефицита растительных масел, и Office Life подробно освещал эту тему. На дворе — осень 2021-го, а на мировом рынке пищевых масел сохраняются те же тренды, утверждает Reuters в спецрепортаже с полей и плантаций Малайзии, отрывки из которого мы публикуем.
На плантации масличных пальм в Малазии, 12 августа 2021 года. Фото: REUTERS / Lim Huey Teng

Мировые цены на продовольствие в 2021 году достигли 10-летних максимумов — индекс цен Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) вырос более чем на треть с прошлого лета. Его сильно подстегнул резкий рост цен на овощи, которые жизненно важны как для приготовления пищи, так и в качестве жира, содержащегося в многочисленных повседневных продуктах питания.

Но производители борются с целым рядом препятствий (нехваткой рабочей силы, аномальной жарой и нашествием паразитов), приводящих к тому, что запасы наиболее потребляемых в мире пищевых масел (пальмового, соевого, рапсового и подсолнечного) упали до минимума за последнее десятилетие.

Справка Office Life
По данным ФАО ООН, индекс продовольственных цен, отслеживающий международные цены на наиболее продаваемые в мире продовольственные товары, составил в среднем 127,4% в августе 2021 г. по сравнению со 123,5% в июле. В годовом исчислении цены в августе выросли на 32,9%. Цены на растительное масло увеличились на 6,7%, цены на пальмовое масло достигли исторического максимума из-за сохраняющихся опасений по поводу уровней производства и в результате сокращения запасов в Малайзии. Также выросли котировки на рапсовое и подсолнечное масло.



Что там в Малайзии?

На обширной плантации масличных пальм в малайзийском штате Перак саженцы арбузов прорастают из свежевспаханной земли между саженцами пальм, арендованные коровы пасутся в заросших районах поместья. Вызванный пандемией дефицит рабочей силы вынудил управляющих поместьем площадью 2 тыс. га в Слим-Ривер изыскать креативные способы содержания своих полей, несмотря на то что цены на наиболее потребляемое в мире пищевое масло близки к рекордно высоким.

«Сейчас легче вырвать себе зубы, чем нанять новых работников, — говорит управляющий Рави. — Я не могу найти работников для ухода за полями».

Малайзия, второй в мире производитель пальмового масла, сталкивается с идеальным штормом, который, вероятно, приведет мировые запасы к самому низкому уровню за последние пять лет.

Справка Office Life
В Малайзии, на долю которой приходится около 33% мирового экспорта пальмового масла, средняя урожайность гроздей пальмовых плодов в январе-июне 2021 г. упала до 7,15 т с га против 7,85 т годом ранее. Данные Совета по пальмовому маслу Малайзии показывают снижение средней урожайности сырого пальмового масла до 1,41 т с га по сравнению с 1,56 т за аналогичный период 2020-го.

Многие плантации собирали урожай с двумя третями или менее необходимой рабочей силы: правительственные ограничения на коронавирус перекрыли поставки рабочих-мигрантов из Индонезии и Южной Азии. Более полудюжины владельцев плантаций, опрошенных Reuters, заявили, что нехватка работников вынудила их продлить период сбора урожая с 14 до 40 дней, что ставит под угрозу качество фруктов и чревато потерями.

«Некоторые компании наблюдают падение производства на 50% из-за нехватки комбайнов», — сообщил на условиях анонимности менеджер плантации, не уполномоченный общаться со СМИ. Другой управляющий по имени Чу заявил, что пришлось увеличить зарплату на 10%, чтобы удержать работников.

Сокращение рабочей силы на плантациях означает больше вредителей — крыс, мотыльков и червей-мешочников. В Слим-Ривер Рави сказал, что примерно четверть территории поместья столкнулась с заражением мешочными червями (личинками мотылька-мешочника).

Что там в Индонезии?

Соседняя Индонезия, крупнейший в мире производитель пальмового масла, не испытывает таких проблем с нехваткой рабочей силы, и ожидается, что в этом году объем производства возрастет по мере увеличения посевных площадей под пальму.

Однако на деятельность заводов по производству пальмового масла повлияли ограничения COVID-19, заявил Дораб Мистри, директор индийской компании Godrej International, на ежегодной конференции Совета по экспорту сои в США 25 августа: «Закрытие заводов по производству пальмового масла по всей Малайзии и Индонезии оказало огромное влияние на производство».

Справка Office Life
Глобальный индекс пищевых масел ФАО вырос на 91% с июня 2020 г. и, как ожидается, продолжит расти по мере того, как экономики продолжат открываться после блокировки, наращивая потребление пищевых масел и топлива. Согласно исследованию Refinitiv Commodities, общий объем производства в Индонезии и Малайзии, на которые в совокупности приходится примерно 90% мирового пальмового масла, оценивался в 2021 г. в 66,2 млн т.

Это примерно на уровне 2020 года, но аналитики заявили, что понижение произойдет, если нехватка рабочей силы и заражение вредителями усугубятся.

Что там в Америке?

Тем временем фермеры в Западной Канаде этой весной посадили рапс на одни из самых сухих почв за последнее столетие, в результате чего фьючерсы на него достигли рекордно высокого уровня в начале мая. Затем июльская жара опалила посевы по всей территории канадских прерий, и Министерство сельского хозяйства США (USDA) сократило свою оценку производства рапса на 4,2 млн т — до 16 млн т, минимума за период с сезона 2012–2013 гг.

«У нас было не так много дождей... И урожай увядает», — говорит Джек Фрозе, выращивавший рапс близ Уинклера (Манитоба) в течение почти 50 лет. Он ожидает, что урожайность составит всего четверть прошлогоднего уровня.

Справка Office Life
По данным официального канадского агентства StatsCan, из-за засухи производство рапса снизилось на 24,3%, урожайность — на 30,1%.

Американские соевые бобы также пострадали от засухи, и USDA снизило прогноз производства на 1,8 млн т в августе по сравнению с июлем. Это сократит запасы соевого масла в США до восьмилетних минимумов, а экспорт соевого масла в США — до десятилетних. Но есть и хорошие новости из Америки: Datagro ожидает, что урожай сои в Бразилии достигнет рекордных 144,06 млн т, что обусловлено увеличением посевных площадей на 4%.

Что там в Украине?

Украина, крупнейший производитель семян подсолнечника, по данным USDA, увеличит производство на 18% по сравнению с урожаем засушливого 2020 года, что должно привести к росту экспорта масла с 5,38 млн т в прошлом сезоне до 6,35 млн т.

Что там на прилавках?

Тем не менее перспективы производства пищевых масел в целом остаются плохими. По мнению некоторых аналитиков, запасы могут еще больше сократиться, в результате чего рынки сильно сожмутся в следующем году и усугубят инфляционное давление.

Давление на запасы уже оказывает влияние на потребительские цены, и ожидается дальнейший их рост, особенно по мере того, как переработчики повышают цены, чтобы покрыть резкий рост цен на сырье.

Сингапурская компания Wilmar International заявила, что временной разрыв между резким ростом цен на сырье и ростом потребительских цен, установленных в первой половине года, негативно повлиял на маржу. Группа Mewah, один из крупнейших производителей, сообщила, что средние цены ее массовых и потребительских товаров выросли почти на 54 и 24% соответственно в первом полугодии 2021 года по сравнению с 2020-м.

«Все участники цепочки поставок берут на себя часть возросших затрат. Рост затрат должен продолжиться в следующем году», — говорит Оскар Тьякра, старший аналитик отдела исследований продуктов питания и агробизнеса Rabobank.

Поскольку мировые потребители уже сталкиваются с общей экономической неопределенностью из-за пандемии коронавируса, дальнейшее повышение цен на пищевое масло негативно скажется на многих продуктах из-за неэластичного характера спроса на продовольствие. Поставщики проецируют возросшие цены на пищевое масло на продукцию других отраслей пищепрома, не оставляя потребителям иного выбора, кроме как платить за основной продукт.