Как лондонские суды прессуют «большую четверку» аудиторских компаний
- Источник:
- Борис Сумароков
Весной тему качества аудита сделал актуальной резонанс краха ряда крупных компаний (турагентство Thomas Cook, застройщик Carillion, ретейлер BHS и т.п.). В процессе краха из корпоративных «шкафов», естественно, посыпались «скелеты», резко контрастирующие с аудиторскими заключениями. Топ-менеджмент рухнувших компаний при этом, как правило, уходил от ответственности и даже продолжал получать бонусы.
Тогда, в марте — апреле 2021 года, «большую четверку» подвинули: правительство Великобритании привлекло для стимулирования конкуренции небольшие аудиторские компании, расширило полномочия регулирующих органов и ужесточило их регламенты (речь уже идет о создании нового органа, наделенного гораздо более широкими контрольными полномочиями), запустило 4-месячную дискуссию о пересмотре стандартов аудита и наплодило массу документов на эту тему, фактически начав реформу. Например, были введены новые обязательства по отчетности как для аудиторов, так и для топ-менеджмента — для профилактики и своевременного выявления мошенничества. Министр предпринимательства Великобритании Кваси Квартенг тогда заявил: «Британский аудиторский режим нуждается в модернизации с помощью пакета разумных, пропорциональных реформ». Понятно, реформа едва стартовала, говорить о ее итогах пока не то что рано, а даже смешно: слишком серьезная сфера.
И вот новый виток скандалов — за «большую четверку» взялись лондонские суды, передает Bloomberg.
За что прессуют?
Аудиторы «большой четверки» — PwC, KPMG, Deloitte и EY — отныне входят в число бухгалтерских компаний, вынужденных общаться с клиентами в суде или находиться под контролем регулирующих органов. Главный регулятор деятельности бухгалтеров, аудиторов и актуариев, Совет по финансовой отчетности (Financial Reporting Council, FRC) констатировал, что 30% всех аудитов, проведенных в Великобритании, не соответствуют существующим стандартам. Претензии были предъявлены всем — например, KPMG влетело за работу по банковскому аудиту.
«Исков должно быть больше, учитывая регулярность, с которой FRC сообщает нам, что аудиторы поставляют то, что я называю плохими продуктами... У аудиторов предусмотрены всевозможные средства защиты, что затрудняет подачу иска против них», — цитирует Bloomberg Према Сикку, профессора бухгалтерского учета в Шеффилдском университете.
Справка Office LifeИск на PwC подан администрацией автосалона JD Classics Ltd., утверждающего, что аудитор «по неосторожности» не обнаружил мошенничества со счетами компании, что привело к убыткам на сумму £41 млн. Deloitte еще в минувшем году была оштрафована на £15 млн (самая крупная санкция FRC) за аудит Autonomy Corporation Plc. KPMG грозит многомиллионный штраф за работу по продаже производителя кроватей H.I.G. Capital LLC. Иск в отношении EY связан с аудитом зарегистрированной в Лондоне компании NMC Health, американского поставщика медуслуг, у которого внезапно обнаружился долг на сумму $4 млрд.
Следует понимать, что это не единичные скандальные эпизоды, а шлейф разбирательств. Например, в США против EY подан иск NMC Health по тому же делу — аудитора обвиняют в сокрытии 6-летнего мошенничества. Ранее скандальный характер приобрели результаты аудита Wirecard AG в Германии, тоже выполненного EY.
«Список дел увеличивается, несмотря на обещания правительства и отрасли улучшить качество аудита после серии недавних скандалов — таких как крах сети магазинов BHS в 2016 году, проводившая аудит в которой PwC была впоследствии оштрафована FRC на £10 млн», — подводит итоги Bloomberg. В частности, FRC начал расследование аудитов Greensill Capital и Wyelands Bank.
В 2018 году, после банкротства Carillion Plc. (аудит проводился KPMG), правительство Соединенного Королевства пообещало принять меры. И принимает: в отношении KPMG продолжается расследование. При этом все фирмы «большой четверки» уже признали необходимость изменения правил аудита и реструктурировали свою аудиторскую практику.
Тем не менее очевидно, что в участившихся нежданных банкротствах крупных компаний виноваты далеко не только аудиторы. Поэтому «четверка» настроена в отношении поданных против нее исков по-боевому. Так, представитель EY заявил, что компания намерена защищаться от обвинений, а иск является «необоснованным». Схожим образом отреагировали в PwC: «Мы считаем, что иск не обоснован, и будем энергично его оспаривать». В Deloitte от комментариев отказались.
Кризис аудита?
Очевидно, можно говорить о кризисе отрасли, а не только о частных недочетах в деятельности четырех главных мировых аудиторов. По словам Ричарда Мерфи, директора Tax Research LLP., оценку которого приводит Bloomberg, нарастающее количество исков против аудиторских компаний обусловлено действующими стандартами аудита. По нынешним правилам аудитор сегодня обязан только проверить отчет, представленный за определенный период, а не дать более широкую картину благосостояния компании.
«Люди считают, что аудиторы выполняют работу, которую по закону не обязаны делать. С 2006 года работа аудиторов заключалась в том, чтобы подтверждать, что международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) использовались правильно, а не выяснять, являются ли полученные в результате аудита отчеты правдивыми и справедливыми», — цитирует Мерфи агентство.
В свою очередь, FRC ранее заявлял, что самой большой проблемой, с которой сталкиваются аудиторы, является «неспособность проявить профессиональный скептицизм», а также то, что слишком много работы при аудите передоверяется младшему персоналу. Так что реформа действительно на подходе.
«Мы поддерживаем широкий охват этих реформ и рады видеть признание важности аудита наряду с необходимостью укрепления более широкой системы корпоративной отчетности», — заявила Мишель Хинчлифф, председатель отдела аудита KPMG в Великобритании.
От редакции
Великобритания — законодатель финансовых мод. И МСФО, и стандарты аудита, и правила корпоративной отчетности — все оттуда. Вступление в силу банковских стандартов Базель-III (2019), Brexit и коронакризис нанесли серию мощных ударов по британскому финансовому сектору, Лондон перестал быть банковской и биржевой столицей Европы. Поэтому перемены, похоже, ждут не только правила аудита, и эти перемены обязательно доберутся и до наших широт.