R&D-центр «Великого камня»: чем полезна стартапам новая площадка

Источник:
Ольга Пасияк
17.08.2021 08:00
В декабре прошлого года на территории «Великого камня» появился Китайско-Белорусский центр сотрудничества в области трансформации научно-технических достижений, который пообещали превратить в инновационный хаб. В современном пятиэтажном здании в виде математического знака бесконечности анонсировали исследовательские лаборатории, зоны для инкубации и акселерации стартапов, центр испытаний и мелкосерийного производства. И за полгода здесь успели обжиться несколько любопытных проектов. Что уже сейчас готов предложить R&D-центр, в интервью Office Life рассказал Денис Сильченко, руководитель по инвестициям Компании по развитию индустриального парка.
Денис Сильченко

Для кого создан центр?

Финансовую поддержку стартапам в R&D-центре предлагает фонд от индустриального парка под программу «Искра». Среди партнеров — несколько банков, инвестиционный фонд Da Vinci Capital, бизнес-школы, и каждый из них может подключиться к конкретному проекту. Но это лишь часть той помощи, которую «Искра» готова дать стартапам на самой ранней стадии их развития как бизнес-идеи. Программа включает полный цикл сопровождения: образование, помощь с развитием проекта и получением первых инвестиций, а также вывод в резиденты парка с предоставлением льгот.

Фото: industrialpark.by

«Программа „Искра“ запущена еще до открытия инновационного центра, и за 2020 год у нас был проработан реестр проектов, но в основном мы решали административные задачи. Именно 2021-й — это первый год, когда пошли конкретные результаты и инвестиции. В итоге мы решили заявить о себе и провести первый стартап-конкурс вместе с Минским городским технопарком Startup Great Challenge», — говорит Денис Сильченко.

Искать интересные проекты не пришлось, они нашлись сами. Попробовать свои силы в конкурсе пытались 89 стартапов, из них в полуфинал вывели только 40. Еще шесть прошли по итогам конкурса Belarus ICT Start-up Award, организованного Минским городским технопарком на форуме TIBO. Половина проектов — hardware, то есть связанные с разработкой и производством, а вторая — smart, в основе которых интернет вещей, Big Data, 5G и другие технологии. В каждой из этих категорий выбрали по три призовых места, то есть всего шесть счастливчиков, которые получили финансовую поддержку. Первые места — по $3 тыс., вторые — по $1,5 тыс., а третьи — по $500. Еще два проекта инновационный центр уже забрал на инкубацию, а для одного даже нашел инвестора. Конкурс, кстати, обещают сделать ежегодным.

Что получат те, кто попадет в бизнес-инкубатор?

«Образование. Мы делаем акцент на том, что есть команды и стартапы, которые работают над своим проектом, но им не хватает инструментов как правильно построить бизнес-модель, определиться с проект-менеджментом, масштабированием и выходом на международный рынок», — подчеркивает руководитель по инвестициям.

Денис объясняет, что образование заключается в работе с менторами, спикерами, профильными бизнесменами, которые будут консультировать. Пока такие беседы проводились в частном порядке. Еще в прошлом году на инкубацию были подписаны три проекта, в итоге один из них победил на TIBO.

Это hardware-проект из агросектора, авторы которого создали комплекс для внесения средств защиты растений с помощью дронов.

«На инкубацию они пришли с нулем, к данному моменту уже успели поучаствовать в агровыставке с одним из своих комплексов. При нашей поддержке стартап среди прочего получил связь со стратегическими партнерами, что дало возможность протестировать оборудование в одной из ведущих компаний в отрасли. Проинвестирован и еще один проект по системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Это система радиаторов, которая из существующих сделала то, чего нет в мире».

Получается, у hardware-проектов больше шансов быть замеченными в R&D-центре? По словам Денис Сильченко, «Великий камень» изначально был направлен только на работу с НИОКР и hardware, IT не затрагивали. Но сейчас потихоньку начинают сотрудничество и с «айтишными» проектами, поэтому в планах — закупка оборудования для работы с искусственным интеллектом, так как это один из важных компонентов для многих проектов на инкубации.

Какие предложения для тех, кто идет на акселерацию?

Программа по акселерации более основательная, но пока работает не на всю мощность. Акцентов здесь два, подчеркивает наш собеседник, первый — инвестиции, и это уже действует. Второй — обучение, но, в отличие от инкубации, в данном случае уже речь идет о более высоком уровне: не общий формат, а работа с менторами под конкретный проект, и этот момент еще в разработке. Но и на акселерацию уже подписан первый проект, который сначала был в R&D-центре на инкубации.

Спустя полгода на площадке инновационного центра предусмотрены офисы для проектов, которые приходят на акселерацию. Здесь команды могут разместить свое оборудование. На дверях помещений установлена система распознавания лиц, которая не дает возможности попасть в здание посторонним. Кстати, автор системы — резидент индустриального парка. Предусмотрено и помещение для демонстрации стартап-проектов, разработок и их обсуждений. Среди планов на будущее здесь — приобрести оборудование для прототипирования, которое позволит стартапам не искать детали по всей Беларуси, а делать все в одном месте. Как отмечает Денис, это отличная возможность привлечь команды в офис за два десятка километров от Минска.

Фото: Александр Задорин, probusiness.io

Часть помещения отведена и под коворкинг для пришедших в R&D-центр на инкубацию. Каждому такому стартапу обещают на полгода восемь бесплатных рабочих мест, которые оснащены компьютерами и облачными терминалами.

Скоро в здании центра появятся кофе-румы и кафетерий, а также столовая, спортзал, душ и комната отдыха.

Что дальше?

В инновационном центре стартапам обещают до $500 тыс. инвестиций, но индустриальный парк выступает здесь в роли пассивного инвестора, то есть вкладывает в совокупности с кем-то.

«Проект может прийти с тем, с кем у него уже есть договоренности. Либо, если мы оцениваем его как перспективный, помогаем найти партнеров и инвесторов, среди которых есть и зарубежные. Но доля нашего участия в уставном фонде — не более 20%».

Денис Сильченко уточняет, что проектов приходит действительно много. Такого наплыва не ожидали. Но в то же время это было предсказуемо, ведь все видят растущую площадку.

«До середины этого года у нас было плюс 30 проектов в реестре, 17 из которых мы отсеяли. Сейчас среди оставшихся 13 начинаем выбирать, на кого больше делаем ставку и с кем будем работать уже по аналитике проекта, их финансовой модели, бизнес-плану, метрикам, конкуренции и маркетингу».