«Мечтаю сделать проект международного значения». Один день с Андреем Пекуровым

Источник:
Диана Каленик
07.10.2021 13:15

Андрей Пекуров — основатель и совладелец группы компаний EVACLINIC и репродуктивного банка Adam & Eva, серийный предприниматель с опытом открытия 27 различных бизнесов, инвестор и мотиватор. Вместе с супругой Ларисой Пекуровой воспитывает шестерых детей.

Мы поговорили с Андреем про удаленное управление бизнесом, путешествия, осознанное чтение, отказ от мяса и кофе, обсудили принципы счастливой семейной жизни, воспитание детей и планы на будущее.

Андрей Пекуров

В июне 2020 года мы с женой Ларисой и нашими тремя младшими детьми перебрались из Минска в Москву. Насколько себя помню, последние 20 лет у меня были постоянные командировки в Москву, поэтому переезд мы перенесли спокойно. Сначала приехали с целью найти здание для филиала репродуктивного банка, жили в гостинице, а в какой-то момент решили: а не остаться ли нам... К тому же с конца 2019 года активно внедряли дистанционное управление клиникой.

У нас трое взрослых детей, они остались в Минске. Старшей дочери Еве в октябре исполнится 21, она недавно вышла замуж. Сыну Ермаку — 18 лет, он управляет кофейнями «Стихи, кофе и поцелуи» и Daily Dose. И еще одной дочери Арине в сентябре исполнится 19, она в поиске себя — работает и учится в колледже на юриста. Я за то, чтобы люди в 18 лет начинали вести самостоятельную жизнь, и всегда доносил до своих детей эту мысль. И конечно, с детства «пропитывал» их идеями бизнеса и предпринимательства.

Еще трое детей живут с нами в Москве. Елисею — восемь лет, Адаму — четыре, Оскару — два. Иногда мне кажется, что мы с Ларисой проживаем еще одну жизнь. Прошлая была в Минске с тремя детьми, сейчас мы в Москве, и у нас тоже трое детей. Когда мы куда-то идем семьей, никто и не подозревает, что у нас еще трое взрослых детей. В Москве снимаем 4-комнатную квартиру, с нами сейчас живет отец Ларисы.

10:00. Встаю я поздно, в 10 или даже в 11 часов. Частично это последствия джетлага (сбой суточных биологических ритмов из-за смены часовых поясов) после месяца, проведенного в Эквадоре. Мой учитель по йоге и аюрведе говорит: «Андрей, не существует никаких сов и жаворонков! Есть здоровые люди, а есть больные. Здоровые встают в 5 утра, в 21 идут спать. А больные начинают придумывать, что они совы».

Я неоднократно вступал в челленджи вставать в 5 утра. Последний раз продержался год, пообещав подписчикам моей страницы в Instagram, что разыграю среди них 10 тысяч долларов, если нарушу условия. Есть книга «Магия утра» — в ней рассказано обо всех плюсах раннего подъема. Планирую снова вернуться к этому режиму.

10:30. Одеваюсь в спортивную форму и иду на площадку заниматься спортом и немного работать. У меня есть комплекс «Пекуров треня», он включает в себя семь блоков упражнений. В промежутках просматриваю рабочие группы и чаты. Все вместе может растянуться на час-полтора.

За шесть с половиной лет я не пропустил ни одной тренировки, даже когда был в горах, в комбинезоне, маске и перчатках. Если условия совсем экстремальные, ограничиваюсь пятиминутным упражнением «Пять тибетских жемчужин», эффективным для поддержания тонуса всего тела. По правилам такой комплекс нужно сделать 21 раз, но не всегда на это хватает времени и терпения...

12:00. Всю жизнь я завтракаю после полудня, до этого мне даже не хочется. Последние несколько лет ем утром фруктовый салат, грамм 200–300. Это может быть черешня, виноград, персики, абрикосы, банан. Иногда мне этого достаточно. Но если Лариса готовила утром детям кашу с маслом, могу съесть небольшую чашку.

Кофе я не пью уже давно, обычный чай тоже, только натуральный травяной.

13:00. Продолжаю заниматься рабочими вопросами. Клинике женского здоровья EvaClinic в Минске уже 20 лет, за это время нашими клиентами стали свыше 300 тыс. женщин.

Сейчас в EVACLINIC работают более 60 врачей. По внутренней корпоративной политике «евовские» врачи работают только у нас. В свое время было очень тяжело это «продавить», обычно происходит так: утром врач принимает в одном центре, после обеда — в другом, вечером — в третьем. Понятно, что это вынужденная мера: клиники не могут эффективно загрузить своих врачей. Но от этого страдают и клиенты, и сами врачи, которые вместо работы тратят время на переезды и передвижения по городу.


Мой первый бизнес-опыт

В «мелком предпринимательстве» я с 12 лет, это совпало с развалом Советского Союза. Начался хаотичный «базар», где все продавали все. На тот момент мой отец работал в Институте электроники, у него накопилось множество радиодеталей. Некоторые из них были довольно дефицитными, вот их мы с другом и решили продавать. Около Парка им. Челюскинцев открылся небольшой радиорынок, где люди прямо на асфальте раскладывали свои товары. Мы не знали, какие цены запросить, ходили по рынку, расспрашивали. Так я впервые попробовал заработать деньги.

Родители

Жили мы достаточно бедно. Мама была учительницей, а потом сильно заболела и не работала, получала пенсию по инвалидности. Отец получал 90 рублей, даже в Союзе это были совсем небольшие деньги. Это притом что он посвятил науке всю свою жизнь, у него было 36 авторских свидетельств, он автор Открытия № 395 «О закономерности изменения собственных акустических колебаний головного мозга».

Мы экономили не только на одежде, но и на еде. Помню, что ходил в гости к друзьям еще и с целью поесть. Поэтому я был готов зарабатывать на всем, на чем можно.

Когда мы познакомились с Ларисой, оказалось, что ее отец при СССР работал на погрузчике и зарабатывал в месяц 250 рублей. Это к вопросу про высшее образование!


14:00. Если это четверг, то у нас удаленная встреча исполнительного совета. Встречаются все директора, каждый отчитывается по работе и вносит предложения. Также согласовываются бюджеты на отделения.

Мы постоянно учимся новому — я, Лариса, сотрудники. Если мы что-то интересное узнали или подсмотрели, стараемся это внедрить, а потом делаем привычкой. Чтобы совещания проходили эффективно, у меня есть несколько «фишек»:

— чтобы сократить время, мы проводили все встречи стоя (вживую исполнительный совет мог бы растянуться на 3–4 часа);

— в онлайн-режиме отказались от этой практики, но ввели другую: когда кто-то говорит, то у всех выключены микрофоны. Говорит только один, и разговор завершается, когда человек говорит «спасибо». Кстати, это правило я перенял из игры в «Мафию»;

— на всех встречах присутствует «контролер». Этот человек просто слушает и, как только речь идет о какой-то задаче, тут же ее записывает. В дальнейшем он вносит эту задачу в «Битрикс», определяется ответственный, и «контролер» должен следить за тем, чтобы задача была исполнена.

Регулярные рабочие встречи как минимум три раза в неделю — наш устоявшийся ритуал. По понедельникам мы совещаемся на темы продаж, маркетинга и развития, по средам — на тему ЭКО. Иногда дополнительно по вторникам проводим встречу по развитию репродуктивного банка, по четвергам — исполнительный совет, по пятницам — встреча по налогам и финансам. Время и день каждого совещания у меня уже как татуировка...

Моя идея фикс — построить бизнес, который сможет развиваться сам по себе. У нас есть исполнительный директор, но у меня как у владельца бизнеса есть определенные обязанности, которые я ни на кого не могу переложить. У каждого собственника должен быть свой «мини-отдел владельца»: он сам, ассистент, ответственный за финансы сотрудник. Задача этого отдела — насаждать свою политику, определенные правила работы. Без этого начнется история, как в басне «Лебедь, рак и щука».


Про образование

Лет в 15 я зарабатывал на разной торговле столько, что мог ездить в школу на такси. Был у нас со старшей сестрой такой бизнес: закупали у оптовиков на Червенском рынке китайские свитера с огромными воротниками (одно время такие были самый писк моды) и летели с ними в Мурманск. Билет на самолет стоил 10 долларов, лететь нужно было четыре часа. Мы жили там неделю, за это время продавали свитера как минимум в три раза дороже. За поездку я мог заработать от 800 до 1000 долларов — это в то время, когда средняя зарплата в стране была 30 долларов. И за два месяца до окончания 11-го класса я бросил школу, так как не видел в ней никакого смысла. Через два года я ее окончил экстерном.

Несколько раз менял институты, начинал и бросал: менеджмент, финансы и кредит, юридический... В итоге я все же окончил заочно один из вузов в Москве и получил эту «бумажку», иначе я не смог бы говорить, что это бессмысленно... В 2005 году мы пошли с Ларисой учиться на Executive MBA в Бизнес-школу ИПМ. Лариса закончила, а я отучился полгода и бросил. Общение там было шикарное, ведущие предприниматели Беларуси! Но чувствовалась разница в доходах. Люди могли сказать: «Завтра летим кататься на лыжах в Австрию!» — а мы тогда не могли себе этого позволить. Позже степень MBA я все же получил, но уже в БГУ. Кстати, у меня в компании до сих пор работают несколько человек, с которыми я вместе учился.


15:00. Обед. Стараюсь все бизнес-встречи назначать с 12 дня до вечера, иногда совмещаю это с обедом. Плохо, что у меня нет регулярности в питании, могу заработаться и не есть до самого вечера. Знаю тех, кто не может не есть, — они тогда готовы съесть кого-то другого! Но эта проблема приводит к позднему ужину и невозможности вовремя лечь спать на полный желудок.

Постоянно пью воду, вожу в машине стеклянные бутылочки с водой из фильтра. Но на встречах все заказывают кофе, и потягивать воду как-то неудобно. Поэтому пью либо фреши, либо фирменные бескофеиновые напитки (например, куркума-латте).

Тема ЗОЖ и правильно питания для многих стала популярна в последние годы, а я в этой «теме» с самого детства. Из-за болезни мама читала любую литературу, которая помогла бы ей выздороветь: Поль Брегг, Майя Гогулан, Герберт Шелтон и др. У нас все было забито книгами разных течений и движений. По ее рекомендациям в 14 лет я стал проходить техники голодания раз в неделю.

Мясо я не ем давно, лет 15 или 20. Иногда могу съесть кусочек курицы или рыбы, но от всего остального мяса мне просто станет нехорошо. Лариса мясо тоже не ест, но более фанатично настроен все же я... Если обедаю в городе, то выбор блюд у меня довольно простой, спрашиваю: «Что у вас есть без мяса?» И мой выбор сокращается до одного-двух блюд: салаты, иногда суп (на основе брокколи, помидорный).

Соль в виде порошка я употреблял в последний раз лет 25 назад. Но это совсем не значит, что я ее не ем: соль добавляют в еду в ресторане — в салат, суп, хлеб. Сахар стараюсь тоже не есть. Алкоголь не употребляю лет 10, но, если где-то на приеме нужно будет выпить бокал шампанского со всеми — это не проблема.

16:00. Мы до сих пор в поиске помещения для будущего представительства клиники в Москве, но здесь невероятно конкурентный рынок! В разы по сравнению с Минском и Беларусью. Для сравнения: в Беларуси восемь клиник ЭКО на всю страну, а в одной только Москве их 80! Там дороже и сами специалисты — репродуктологи и эмбриологи, дороже аренда и больше расходы. При этом цена услуги в среднем не дороже из-за высокой конкуренции, но нереальный разброс цен! Если у нас что-то стоит 100 рублей, то там это же можно купить и за 50, и за 1000. И так во всех сферах бизнеса. Мы это приняли для себя и понимаем, что «сражаться» придется вдолгую.

19:00. Много времени уделяю моему инвестиционному клубу. Открыл я его недавно, он еще в зародыше. Собираемся каждую субботу с участниками клуба, они задают мне разные вопросы. В основном участники из Беларуси, несколько человек — из России. Пока в нем 28 человек, в основном те, кто меня знает. Обсуждаем вопросы инвестиций, IPO. Недавно стали брать за членство небольшую плату, она идет на оплату нужд клуба.

20:00. Вечер стараюсь проводить с семьей. Лариса любит готовить, это всегда безумно вкусно. На ужин может быть рис, какие-то индийские блюда, отдельно салат, что-то сладкое из аюрведических блюд, компот из сухофруктов без сахара. Конечно, это идеальный вариант, мы можем прийти домой и позднее. На этот случай есть женщина, которая помогает нам с детьми, да и дедушка уделяет много внимания внукам.

Про счастливый брак. Мы с Ларисой вместе 23 года, встречаться начали в 19 лет, поженились — в 20. Меня часто спрашивают, в чем секрет счастливой семейной жизни. Думаю, очень важно найти своего человека. Давно, еще до публичности и появления соцсетей, я общался с женщиной, победительницей одной из «Битв экстрасенсов». Она смотрела в альбоме бумажные фотографии моей семьи, там было множество людей — тети, бабушки, двоюродные сестры... И когда она увидела фото Ларисы (меня на фото не было), то сказала: «О, этот человек вам очень подходит по судьбе!»

Веский фактор — единство целей, миссий. Почти все бизнесы (а их было 27 — стройка, компьютерная фирма, магазины косметики, сеть аптек, магазины типа «1000 мелочей» и другие) я строил совместно с Ларисой. Мы вместе осматриваем здания, ведем переговоры, путешествуем. И нам интересно! Я иногда думаю: вот была бы у нас классическая семья, ходил бы я на работу, а вечером жена готовила бы мне ужин. Понравилось бы мне такое? Наверное, нет. Думаю, и ей бы тоже не очень. Но все люди разные, и для кого-то это нормально.

Хорошо, когда супруги друг друга дополняют. Например, я — генератор идей, могу выдавать их по 100 штук в час. Но реализовывать мне сложнее. А Лариса — наоборот: мощный реализатор, отличница и очень правильный человек.

Нельзя сказать, что мы не ссоримся и у нас нет конфликтов. Просто как-то давно мы договорились, что всегда будем вместе. А если вдруг кто-то захочет закончить отношения, он должен отдать все, включая детей, и может спокойно уходить.

21:00. После ужина я продолжаю писать, отвечать на вопросы в рабочих чатах и инвестиционном клубе, отслеживаю новости и акции по инвестициям. Могу зайти в «Битрикс» и проверить выполнение текущих задач. И так — до поздней ночи, до двух, трех, четырех часов.

Не понимаю людей, которые работают «от и до». Явно они занимаются не своим делом и не получают от него удовольствия. Не представляю, как перестать заниматься делом, которым живешь. У меня такой объем информации в разных группах и чатах, что ее невозможно обработать за 24 часа. При этом у меня много лет есть личный помощник, уже подумываю завести несколько ассистентов для разных направлений моей деятельности.

Книги. Я не люблю читать, но читаю. Перечитал самые известные книги по бизнесу, 30 или 40 штук. Кто-то хвастает, что прочитал 100 или 500 книг — но разве от такого чтения что-то остается в голове? Если я начну читать, то сделаю книгу частью себя. Я буду ее читать, перечитывать, думать над ней.

Мой топ-3 книг для начинающих предпринимателей:

  • «Предпринимательский миф» Майкла Гербера. Эта книга взорвала в свое время мой мозг и, думаю, перевернет мир многих бизнесменов;
  • «Квадрант денежного потока» Роберта Кийосаки. Я перечитал все его книги, но эта модель, разбивающая весь мир на четыре группы, оказала на меня самое сильное влияние;
  • «Искусство заключать сделки» Дональда Трампа. Я перенял из нее огромное количество рекомендаций про то, как вести себя в сделках. Ведь «сделки» — это все в нашей жизни: нанять сотрудника, провести переговоры, купить или продать.

Путешествия. У меня есть цель побывать в каждой стране мира, пока я посетил 61 страну. В год получается открывать для себя в среднем по три новые страны, куда-то ездим по несколько раз. Есть большие страны, которые невозможно охватить за раз: США, Россия, Китай. Выезжаем как минимум раз в квартал, во время пандемии тоже путешествовали.

Мы давно потеряли интерес к «поехать отдохнуть», наш отдых включает в себя и туризм, и «экстремальщину», и бизнес. В каждой новой стране я разбираюсь, как там устроена медицина, ЭКО-бизнес, банки, за сколько можно купить недвижимость, какие налоги у людей и предприятий.

Несколько раз в год ездим с Ларисой на международные соревнования Ocean Man по заплыву на открытой воде, я обычно беру себе дистанцию длиной два километра. В прошлом году был Босфор, многие отказывались от лотов из-за коронавируса. Перед соревнованиями я меняю свой график и начинаю интенсивно ходить в бассейн.

Мои планы

У меня есть глобальный план — построить международный инвестиционный клуб как минимум с тысячью резидентами. Это будет сообщество людей по интересам, с которыми можно будет вместе путешествовать по миру, подниматься в горы.

Я считаю, что в жизни все возможно, только что-то — достаточно тяжело. Долго думал, в чем могу быть первым. Сделать клинику мирового значения — практически нереально, заработать 100 миллиардов — тоже. В чем мы можем стать номер один, так это в создании банка репродукции и генетики. На данный момент по количеству и качеству донорского материала наш репродуктивный банк Adam & Eva входит если не в пятерку, то точно в десятку лучших банков СНГ. В планах — его дальнейшее развитие, открытие филиала в Москве, а через несколько лет — в Нью-Йорке.