Российский гигант «Яндекс»: насколько он российский?
- Источник:
- Василий Малашенков
Бизнес «Яндекса» начинался довольно просто. Основатель Аркадий Волож в своей предыдущей компании CompTek занимался алгоритмами поиска. Название «Яндекс» появилось еще в те времена, в 1993 году. Но тогда это был по нынешним меркам довольно простой продукт: поиск в рамках одного компьютера на винчестере. Постепенно пришло осознание, что можно сделать движок для поиска по всему русскоязычному интернету. В 1999 году сервис уже работал и был одним из самых популярных сайтов Рунета.
Тогда, с самого начала проекта, замаячили нероссийские юрисдикции. Сначала было юрлицо на Кипре. Сейчас головная структура зарегистрирована в Гааге (Нидерланды) — Yandex N.V. Российский реестр юрлиц показывает, что у нее в основном российском юрлице — ООО «Яндекс» — 99,999%.
Почему не 100%? А вот это как раз связано с российским государством. В какой-то момент стало ясно, что «Яндекс» — это уже не просто «какой-то поисковик» (название сервиса когда-то произошло из фразы Yet ANother inDEXer — «еще один индексатор»). Он стал серьезным агрегатором данных, и власти официально признали его влияние. В годы президентства Дмитрия Медведева была проведена «спецоперация». Сбербанк приобрел пакет акций такого типа, которые могли бы блокировать, в случае чего, полный переход контроля над компанией иностранному капиталу. Потом была долгая любовь и совместный проект «Яндекс.Деньги», но затем произошел «развод», и Греф решил выйти из совета директоров Yandex.
Ну а тот факт, что сейчас у основного российского юрлица «Яндекс» не все акции принадлежат нидерландской материнской компании, продолжение той давней истории. Дело в том, что оставшиеся 0,001% контролируются международным Фондом общественных интересов. Юрлицо было создано в марте 2020 года.
Здесь надо пояснить, что осенью 2019 года совет директоров «Яндекса» решил: будет создан фонд. Эта структура — очередной реверанс для российского государства. Был СБЕР, а теперь — фонд. С ним надо согласовывать консолидацию пакетов акций начиная с 10%, а также другие важные шаги. Такие как передача важной интеллектуальной собственности, личных данных пользователей
Фонд вроде бы является собственностью все той же нидерландской структуры. Но! У юрлица есть орган, принимающий решения, — совет. Перечислим лишь некоторых его членов, чтобы все было ясно. Например, это гендиректор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин (член партии «Единая Россия», бывший высокопоставленный госчиновник), президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов (выходец из комсомола, бывший высокопоставленный госчиновник, тесно связанный с российским госкапиталом) и др. Конечно, в совете есть и топ-менеджмент «Яндекса», но все же...
Итак, мы изучили ниточку, которой многопрофильная бизнес-империя «Яндекс» связана с российским государством. Обратим теперь внимание на первое лицо всей группы компаний — Аркадия Воложа. Несколько лет назад он вложил немалую сумму, чтобы получить гражданство Мальты для себя и членов семьи. То есть бизнесмен является и гражданином России, и обладателем паспорта одной из стран Евросоюза. Это означает, что он имеет право выехать в ЕС в любой момент.
К тому же 1 марта 2021 года головная компания «Яндекс» официально сообщила, что семья Воложей хочет продать более 29 тыс. акций. Объявлено, что это делается в рамках «долгосрочной стратегии по диверсификации активов и обеспечению ликвидности». Обещается, что информация обо всех сделках в этом направлении будет раскрыта. По оценке издания «КоммерсантЪ», семья Воложей может выручить за этот пакет $1,9 млн.
До продажи семья контролирует около 45,5% голосующих акций. После реализации объем голосов не должен существенно уменьшиться. Но при этом голоса находятся в руках не совсем российского резидента. Так что «Яндекс» с точки зрения контроля — это странная компания, где есть и «рука Кремля», и «рука Запада».
Фото: depositphotos.com / kapustin_igor