Во сколько обошлось создать koko.by и почему в Беларуси нет ресторанных критиков: рассказывает Павел Крамар
- Источник:
- Диана Каленик
«Запускаете розыгрыши без регистрации — держите в кулачке 200 базовых»
— С чего начать продвижение в «Инстаграме» начинающему предпринимателю?
— Мне кажется очевидным ответ, что начинать нужно с контента. Контент должен быть интересным и помогать людям. При интересном контенте даже не обязательно нанимать SMM-щиков, можно все делать самому интуитивно.
У меня на старте не было задачи наращивать подписчиков. Я публиковал интересные материалы, и так сложилось, что люди стали подписываться. Возможно, сработало отсутствие альтернативы или конкурентов. Сейчас у koko.by около полумиллиона подписчиков — 97 тыс. в Telegram, 78 тыс. в Viber, около 350 тыс. в Instagram.
— Какие публикации набирают больше всего просмотров?
— Самые популярные публикации — это рецепты из базовых продуктов, которые можно купить в обычном магазине. На втором месте — интересные места, даже не обязательно заведения питания. Недавно был анонс ТикТок-комнаты, и в сторис было около 6 тыс. перепостов.
— Есть ли польза для бизнеса от телеграм-канала?
— Однозначно! Любой канал приносит пользу — не важно, «Телеграм» это или Viber. Я придерживаюсь мнения, что быть нужно везде. Но если у вас много соцсетей, то человеку бессмысленно подключаться на вас в разных каналах, если там одинаковый контент. Когда я подключал телеграм-канал, то постил туда абсолютно другой контент, чем в Instagram — например, факапы маркетологов, «тараканы в еде».
— Ваш топ приложений для обработки фотографий и видео?
— Для обработки видео использую редактор InShot, а для фотографий стараюсь минимизировать количество фильтров. Да, красивые, сочные фотографии привлекают глаз, но еда должна выглядеть так, как она есть в тарелке. Мы даже ушли от фотографий на профессиональную технику, все снимаем только на телефон.
— Как разобраться в продвижении и маркетинге, если ты полный чайник в этом вопросе?
— Как и в любой профессии, этому нужно учиться. Можно записаться на курсы, можно слушать экспертов. Но в любом случае быть настойчивым и не бросать, если начал. Есть люди, которые прочитали 2-3 статьи и разобрались в теме, но у большинства без профессионалов не получится. У меня получилось — читал материалы, пробовал, разбирался интуитивно.
— Эффективны ли розыгрыши, так называемые гивы, в Instagram?
— Все розыгрыши нужно регистрировать, иначе можно получить штраф до 200 базовых. Так что проводите официально или держите в кулачке 5 700 рублей. Но охотиться за вами никто не будет, разве что придет жалоба (например, от ваших конкурентов), на нее обязаны отреагировать. И если вы попались в первый раз и признали свою вину, то штраф может быть символическим — около 4 базовых. Кстати, сейчас лоббируется вопрос упрощения проведения розыгрышей в соцсетях. Не нужно будет собирать комиссию, определять фонд выигрыша.
Эффект от розыгрыша будет, если вы проводите розыгрыши с крупным брендом. Но имейте в виду, что около 50% подписчиков из тех, кто добавился к вам в канал по итогу розыгрыша, от вас отпишутся, если им не понравился ваш контент. Насильно счастлив не будешь. Но и те 50%, которые останутся, уже отлично.
— Что нужно, чтобы запустить аналог koko.by в другой стране?
— Год времени и около $15 тыс. — нужно обойти все заведения, погрузиться и вникнуть в культуру. Техническая сторона — создать аккаунт в Instagram или в любой другой социальной сети. Но это все лишь подача информации, важнее то, что именно будете подавать. Многое завязано на личности человека — я пытался запустить такой же проект в Польше, но все упирается в то, что нужно найти подходящего человека, который бы это вел.
Стал фудхантером случайно
— Как вы пришли к тому, чтобы стать фудхантером?
— В 2015 году заведений было мало, и меня как потребителя интересовало — куда сходить на завтрак, где хорошая кухня, куда сводить девушку, а куда — маму... И я решил сделать свой блог, стал ходить по заведениям, сравнивать. Не было какого-то толчка, который бы меня сделал фудхантером. Было просто природное любопытство.
— Можно ли сказать, что вы занимаетесь тем, что любите?
— Да, абсолютно. В любой профессии и виде деятельности есть процесс выгорания. Если хобби или работа доставляет дискомфорт, ты встаешь утром и думаешь: «Ой, нет, опять надо что-то делать!» Я каждое утро встаю, выпиваю кофе и начинаю работать согласно плану, который составил вечером. Дисциплина очень важна!
— Были ли моменты, когда опускались руки? Обращались ли вы когда-нибудь к психологу?
— Такое если и было, то из-за внутренних проблем, из-за семьи и отношений. Но, как бы ни было плохо, какие бы ни случались провалы, я мыслю позитивно. К психологу еще не обращался, но чувствую, что без специалиста не разобраться. Психолог для того и нужен, чтобы помочь в этом.
— Были ли случаи, когда пришлось переступить через себя и свои принципы работы?
— Такая ситуация была один раз. Это был 2016 год, мне предложили сделать платный обзор одного заведения быстрого питания. Да, для меня сделали очень вкусный, сочный бургер, но я понимал — в рамках этой сети такое не готовят. Для остальных посетителей заведения это сухая булка, невкусная котлета из дешевого фарша. С тех пор платных обзоров я не делаю. Не путать с рекламой! Например, размещение афиши о новинке без моей оценки — это именно реклама.
— Столько еды, столько заведений. Что с диетой? Как сохранить вес и режим питания?
— Я специально надел свободную рубашку, чтобы мне не задали этот вопрос — не получилось... Сейчас начнется сезон, буду кататься на велосипеде. Каждое утро у меня зарядка, отжимания на кулачках, планка (выдерживаю недолго). Лишний вес — это не только некрасиво, но и нездорово. Стараюсь с ним бороться и держать себя в форме.
«Мы не готовы есть драники и кайфовать»
— Почему в Беларуси нет ресторанных критиков?
— Я уже проходил этот этап. Даже если завтра я скажу: «В этом ресторане цезарь не соответствует итальянскому рецепту!», то владельцу заведения это будет... все равно. Он мне ответит: «Павел, ну и что, зато его покупают по 1000 порций в день!»
Да, нужно растить культуру питания, но это приходит не сразу. Когда человек будет достойно зарабатывать, он захочет потратить свои деньги на вкусную еду, на хороший стейк. Будет конкуренция — будет качественная кухня. Мы ходим в заведения за атмосферой, эмоциями, а съесть макароны с соусом можно и дома.
— У многих есть воспоминания о «гастрономическом оргазме» — например, от ужина в мишленовском ресторане. Был ли у вас незабываемый пищевой опыт?
— Самый незабываемый опыт еды — из детства. Человеку кажется вкусной та кухня, которую он впервые попробовал ребенком, что-то приготовленное с любовью.
Сложно поверить, что человек пришел в мишленовский ресторан, съел пюре из батата — и что-то в нем перевернулось. Еда — это эмоции. Мамины блины всегда будут вкуснее, чем любая именитая кухня.
— Какой еды вам не хватает в Беларуси?
— Однозначно — белорусской кухни! Да, какие-то национальные блюда есть у многих, я говорю про концепцию заведения. Пока для меня лучшее место с белорусской едой — «Литвины». Ну, еще есть «Кухмистер», «У Францыска». «Васильки» не совсем белорусская, это, скорее, домашняя кухня.
Проблема не в рестораторах, а в нас — мы не готовы есть драники и кайфовать! Даже названий блюд не знаем, максимум еще вспомним мачанку и клецки. У нас больше востребована итальянская и французская кухня. А когда ко мне приезжают друзья из-за границы и говорят: «Хотим белорусскую кухню!», у меня каждый раз проблема — и куда их вести?..
— Почему у koko.by нет своего заведения? Собираетесь ли вы открыть его?
— Совершенно точно — нет! Я слишком много знаю про белорусский общепит. Для старта нужны помещение, команда, повар и... около $150 тыс.
Фото: koko.by, Форум «Бизнес-Пробуждение» / Андрей Голубев